Приказ о подготовке проекта плана работы школы на новый учебный год

Автор: | 28.04.2018

Алгоритм подготовки годового плана работы школы

Рациональная организация всей школьной жизни зависит от ясности перспектив, конкретности решаемых задач, четкого распределения обязанностей и умелого оперативного координирования работы образовательного учреждения. Все это возможно только при наличии продуманного плана работы на каждом участке многогранной школьной жизни. Годовой план позволяет создать в школе единое образовательное пространство, координируя деятельность всех участников педагогического процесса, школьных общественных формирований, субъектов социума. План работы школы составляется директором, но не является плодом его единоличного творчества. В его разработке участвуют администрация школы, учителя, учащиеся, родительский актив. План работы школы охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Процесс этот осуществляется в четыре этапа.

Первый этап. Подготовка к планированию

Директор систематизирует свои наблюдения за образовательным процессом, анализирует материалы, накопленные его заместителями, методическими объединениями учителей, руководителями структурных подразделений, советуется с отдельными учителями, встречается с руководителями общественных формирований школы. Цель подготовительного этапа разработки годового плана — собрать и проанализировать материалы о влиянии внутришкольного планирования на результаты обучения и воспитания учащихся.

Разработчикам проекта годового плана, для того чтобы он был глубоким, содержательным и не носил поверхностный характер, целесообразно провести анкетирование учителей, руководителей методических объединений и структурных подразделений школы, учащихся второй и третьей ступеней и родителей, чтобы выяснить положительные и отрицательные моменты жизнедеятельности школы за данный учебный год. Важно учитывать их пожелания по совершенствованию всех сторон образовательного процесса на предстоящий учебный год. Высказанные советы и предложения необходимы также для планирования общешкольных мероприятий, совершенствования работы учителей и технического персонала школы.

После проведения анкетирования и анализа его результатов директор совместно с заместителями группирует собранный материал по разделам плана, выделяя информацию о достигнутых успехах и нерешенных задачах; формулирует пункты плана, определяет сроки исполнения, тщательно подбирает исполнителей, зная, что от их инициативы и добросовестности зависит успех дела.

Директор образовательного учреждения издает приказ о подготовке проекта плана работы школы на новый учебный год.

Содержание приказа о подготовке проекта плана работы школы на новый учебный год:

1. Сроки работы по подготовке проекта годового плана.

2. Лица, ответственные за подготовку каждого раздела плана.

3. Состав рабочих комиссий по подготовке разделов проекта плана.

4. Основные направления деятельности рабочих комиссий.

5. Планы деятельности рабочих комиссий (в них включаются: анализ основных направлений деятельности школы и предварительных результатов образовательного процесса в текущем учебном году; определение основных задач деятельности школы в новом учебном году; составление перечня основных целевых мероприятий по каждому разделу плана).

6. Порядок аналитической обработки информационных материалов (проблемная направленность; исполнители; согласование общешкольных мероприятий; координация вопросов, выносимых на педагогический совет, на совещания при директоре и заместителях директора).

7. Порядок обсуждения проектов разделов плана работы, представленных рабочими комиссиями, на совещании при директоре (представление проекта раздела плана руководителем комиссии и его защита; выработка рекомендаций по дальнейшей работе над проектом).

8. Сроки доработки проекта плана работы руководством школы (координация всех мероприятий по срокам, исполнителям, сведение представленных рабочими комиссиями разделов плана в единый проект плана).

9. Сроки предварительного обсуждения проекта работы школы на новый учебный год на заседании педагогического совета (разработка рекомендаций по его доработке с учетом результатов текущего учебного плана).

10. Сроки обсуждения и утверждения годового плана школы на новый учебный год на заседании педагогического совета.

11. Порядок внесения дополнений, уточнений, замечаний и исправлений в годовой план после его обсуждения на заседании педсовета.

Директор школы, его заместители, руководители структурных подразделений и служб изучают новые нормативные документы по планированию работы школы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности.

Источниками информационных материалов для подготовки годового плана могут служить:

• протоколы школьных конференций;

• протоколы заседаний педагогических советов;

• протоколы совещаний при директоре;

• протоколы заседаний администрации школы;

• протоколы совещаний при заместителях директора школы;

• протоколы собраний трудового коллектива школы;

• протоколы общешкольных родительских собраний;

• протоколы заседаний общешкольного родительского комитета;

• протоколы общешкольных ученических собраний;

• справки по итогам проверки школьной номенклатур­ной документации (классных журналов, дневников, тетрадей и личных дел учащихся, журналов по технике безопасности и т. д.);

• материалы психологических и социологических исследований учащихся, их родителей, учителей;

• справки по содержанию учебно-воспитательного процесса;

• справки по результатам контроля внеклассной работы;

• итоги диагностики учебных результатов, образова­тельного мониторинга, итоговой аттестации выпускников;

• итоги школьных, районных, городских предметных олимпиад;

• результаты спортивных соревнований;

• результаты углубленных медицинских обследований учащихся;

• справки о состоянии здоровья учащихся;

• материалы об аттестации образовательного учреждения;

• материалы об аттестации и повышении квалификации педагогических кадров;

• итоги летнего труда и отдыха учащихся;

• справки по состоянию учебно-материальной базы и санитарно-гигиенического режима школы и другие материалы.

При разработке годового плана необходимо соблю­дать следующие условия:

• описать состояние образовательного процесса в школе к началу планового периода;

• четко спланировать задачи, которые школа должна решить к концу планируемого периода;

• определить конкретные действия по выполнению задач.

Второй этап. Подготовка проектов плана по основным направлениям

Планирование — это подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой. Разработать план — значит предусмотреть определенный комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела обучения и воспитания. Хотя сразу оговорюсь, что идеальный план, который бы соответствовал всем требованиям, о которых велась речь выше, создать практически невозможно, да и не нужно — жизнь часто вносит в наши планы свои коррективы. В процессе предварительного планирования за членами администрации школы и назначенными рабочими комиссиями закрепляются разделы плана текущего года для анализа и составления нового проекта. При анализе целесообразно выяснить, насколько успешно были выполнены в течение учебного года запланированные мероприятия, сумел ли коллектив подчинить все мероприятия главной цели и задачам работы школы, каких результатов достиг коллектив по каждо­му разделу за учебный год. Одновременно необходимо выявить нерешенные проблемы и понять причины затруднений. Только после этого следует начинать планировать мероприятия на новый учебный год. Нужно помнить, что хороший план характеризуется не числом и звучностью мероприятий, а их педагогической целесообразностью, продуманностью, позволяющей на основе комплексного подхода к воспитанию школьников осуществлять взаимодействие педагогов, учащихся, родителей, общественности.

В годовом плане школы должна быть обеспечена внутренняя логическая связь содержания его частей: анализа, задач и мероприятий. Необходимо, чтобы в содержании аналитической части годового плана глубоко, убедительно и полно были рассмотрены итоги прошедшего учебного года. Задачи и мероприятия, содержащиеся в общешкольном годовом плане, должны соответствовать выводам, сделанным на основе анализа.

Очень важно, чтобы план не представлял собой механического соединения полученных составителями материалов, а был проникнут единством педагогических взглядов руководства школы и коллектива, взаимосвязанностью разделов работы, имел ясно очерченную координацию действий. Он должен ориентировать на более высокий по сравнению с достигнутым уровень обучения и воспитания школьников; стать инструментом сплочения коллектива, способствующим обеспечению эффективного сочетания коллегиальности в управлении с единоначалием.

Отвергая планы, разросшиеся за счет излишней детализации и пересказа нормативных документов, нельзя допускать другой крайности — обеднения содержания годового плана школы лишь ради того, чтобы сократить его объем. В некоторых конкретных обстоятельствах детальное планирование того или иного вида работы не может быть поставлено в вину составителям плана. Необходимо также учитывать, что разделы плана не равномерны по объему. Например, раздел «Анализ научно-методической и учебно-воспитательной работы за прошедший год и основные задачи на новый учебный год» по охвату тем является наиболее сложным и широким и может иметь подразделы. В планах работы школы часто встречаются следующие ошибки:

• отсутствует системный подход к планированию (планы иерархических уровней и различных структурных подразделений не представляют целостной системы, вытекающей из запланированных целей работы школы);

• недостаточная аналитическая основа планов (анализ подменяется перечнем проведенных мероприятий или статистическими данными);

—между анализом состояния и результатов учебно-воспитательной деятельности и поставленными задачами;

—между задачами и намеченными на новый учебный год мероприятиями;

• обезличенность и неконкретность мероприятий;

• формулировки основных задач на новый учебный год неконкретны;

• неравномерное распределение мероприятий по срокам и между исполнителями;

• высокая плотность планов, планирование нереальных по объему работ;

• несогласованность плана работы школы с планами работы органов управления образованием и другими ведомствами, с которыми контактирует школа.

Все перечисленные недостатки годового плана делают его выполнение нереальным.

Третий этап. Оценка плана с точки зрения его выполнимости

На данном этапе авторскому коллективу предстоит провести самоанализ и дать оценку проекта годового плана по критерию выполнимости. Оценка школьного плана по данному критерию предполагает определение разумной плотности плана, исключающей перегрузку исполнителей планируемыми мероприятиями.

Основой критерия выполнимости являются реализация идеи педагогической целесообразности, достаточнос­ти и необходимости планируемой работы. Характеристика годового плана по критерию выполнимости предполагает одновременно количественный прогноз фактов выполнения или невыполнения плановых мероприятий и анализ причин возможного их невыполнения.

С этой целью в мае на заседании педагогического совета директор образовательного учреждения знакомит учителей, на заседании общешкольного родительско­го комитета — родителей, а также учащихся с проектом годового плана.

Четвертый этап. Утверждение годового плана на заседании педсовета

Читайте так же:  Типовая пояснительная записка

Подготовка годового плана, как правило, завершается к концу текущего учебного года, а окончательный его вариант утверждается в августе на первом заседании педагогического совета нового учебного года. Ведь оттого, насколько удачно будут подведены итоги работы за прошедший учебный год, выявлены успехи и проблемы школы, во многом зависит дальнейшая деятельность образовательного учреждения. Желательно, чтобы администрация школы за несколько дней до дня заседания педсовета раздала проект плана всем членам педсовета, чтобы они смогли прийти на обсуждение с определенным мнением. Тогда отпадет необходимость чтения проекта на самом заседании и освободится время для его обсуждения. После обсуждения и принятия педсоветом решения, проанализировав все замечания и предложения, директор окончательно редактирует план, утверждает его и издает приказ по школе об утверждении годового плана. После прохождения всех процедурных вопросов годовой план приобретает силу нормативного документа, обязательного для исполнения всеми работниками школы.

Но это еще не все. Необходимо позаботиться об архитектонике или грамотном оформлении годового плана. В нем обязательно оформляется титульный лист, на котором указываются дата принятия плана педагогическим советом, дата его утверждения директором (с подписью директора и печатью школы). Страницы плана пронумеровываются и прошнуровываются. План печатается в необходимом количестве экземпляров: первые экземпляры для хранения в деле школы, рабочие экземпляры для администрации школы. План работы школы должен быть доступен для всех участников образовательного процесса. Многие руководители, имея локальную сеть в школе, используют в своей повседневной работе годовой план в электронном виде. Это удобно, экономит время и современно.

Структура годового плана работы школы

Задумываясь над разработкой структуры годового плана, необходимо, прежде всего, ответить на вопрос: «По какому основанию осуществлять отбор его компонентов: по коллективам, процессам, видам деятельности, формам организации или каким-либо другим?». Конечно, выбор компонентов годового плана может быть различным. Главное, чтобы они были взаимосвязаны, дополняли и не дублировали друг друга. Очевидно, годовой план не может быть единым по форме и содержанию для всех школ, поскольку в нем учитываются особенности каждого образовательного учреждения. Но главные задачи школы должны найти свое отражение в планах всех школ.

Структура годового плана.

Раздел 1. Анализ учебно – воспитательной и научно – методической работы за прошедший год. Основные задачи на новый год.

Раздел 2. Организация деятельности школы, направленной на получение бесплатного общего образования (дошкольного образования (если есть дошкольная группа), начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).

Раздел 3. Работа с педагогическими кадрами.

Раздел 4. Научно – методическая работа.

Раздел 5. Психолого – педагогическое и медико – социальное сопровождение учебно – воспитательного процесса.

Раздел 6. Руководство образовательным процессом.

Раздел 7. Работа с родителями, семьей и общественностью.

Раздел 8. Укрепление материально-технической базы и хозяйственная работа.

Школы, работающие в инновационном режиме, имеют свою специфику планирования работы на учебный год. Учет ее предполагает введение в структуру годового плана раздела «Управление инновационными процессами в школе» или «Опытно-экспериментальная работа в школе». Чтобы не вводить в структуру годового плана еще один раздел по инновационной деятельности школы, этот компонент следует включить в раздел «Научно-методическая работа».

Раздел I. Анализ учебно-воспитательной и научно-методической работы за прошедший год. Основные задачи на новый учебный год

1. Анализ организации учебного процесса:

• результаты обучения учащихся 1-11-х классов;

• посещаемость уроков, факультативных занятий учащимися школы;

• работа со школьниками с особыми образовательными потребностями по индивидуальным планам на дому;

• результаты единого государственного экзамена выпускников 11-х классов;

• результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 -х классов за курс среднего (полного) общего образования;

• результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов за курс основного общего образования.

3. Анализ работы структур психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса.

4. Анализ научно-методической деятельности педагогического коллектива.

5. Анализ состояния работы с педагогическими кадрами.

6. Анализ работы методических объединений учителей:

• математики, информатики, физики,

• истории и обществознания;

химии и биологии;

• физической культуры и ОБЖ;

• музыки и изобразительного искусства.

7. Анализ деятельности администрации школы по управлению и контролю.

9. Анализ работы по укреплению учебно-материальной базы школы.

Раздел II. Организация деятельности школы, направленной на получение бесплатного общего образования (дошкольного образования (если есть дошкольная группа), начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)

1. Работа по учету детей, проживающих в микрорайоне, закрепленном за школой.

2. Организационно-педагогические мероприятия.

3. Охрана прав и жизни учащихся.

4. План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

5. План совместной работы с дошкольными образовательными учреждениями.

6. План работы с будущими первоклассниками.

7. План работы со школьниками с особыми образовательными потребностями по индивидуальным планам на дому.

8. Мероприятия по организации и проведению смотров учебных кабинетов и классных комнат.

9. План работы школьной библиотеки.

Раздел III. Работа с педагогическими кадрами

1. Планирование аттестации педагогических кадров. Деятельность школьной аттестационной комиссии.

2. План работы с молодыми специалистами.

3. Список учителей, работающих на самоконтроле.

4. План организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников школы.

Раздел IV. Научно-методическая работа

1. Система научно-методической работы школы.

2. Состав научно-методического совета школы.

3. План научно-методической работы школы.

4. План работы научно-методического совета школы.

5. План работы методических объединений школы.

6. План изучения и обобщения опыта учителей школы.

7. Повышение квалификации учителей, их самообразование, организация и проведение научно-практических конференций и педагогических чтений.

8. План организации и проведения конкурса «Учитель года».

Раздел V. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса

1. План работы педагога-психолога.

2. План работы социального педагога.

3. План работы педагога-логопеда.

4. План работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.

Раздел VI. Руководство образовательным процессом

1. План заседаний педагогического совета.

2. План совещаний при директоре школы.

3. План совещаний при заместителях директора школы.

4. План работы администрации школы.

5. План работы совета по профилактике правонарушений.

6. План воспитательной и внеклассной работы.

7. План внутришкольного контроля.

8. План летней оздоровительной работы с детьми на новый учебный год.

9. Мероприятия по подготовке годового плана работы школы на следующий учебный год.

Раздел VII. Работа с родителями, семьей и общественностью

1. План работы родительского комитета школы.

2. План работы клуба «Мир семейных увлечений».

Раздел VIII. Укрепление материально-технической базы и хозяйственная работа

Приложения к плану работы

1. Программа развития школы.

2. План работы Совета школы.

3. План работы Попечительского Совета школы.

План школы на учебный год

Эффективная организация деятельности школы, качественное исполнение участниками процесса, успехи учебно-воспитательной работы зависят от ясности перспектив, конкретности решаемых задач, четкого распределения обязанностей и умелого, оперативного координирования работы, а также от того, насколько правильно разработан план школы на учебный год.

Все это возможно только при наличии конкретного, продуманного плана работы школы на каждом участке многогранной школьной жизни.

Годовой план школы на учебный год – это важнейший локальный акт школы. Он в полной мере должен соответствовать законам Республики Казахстан, Типовому положению об общеобразовательном учреждении и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии, педагогики.

Подготовка плана школы (алгоритм)

Планирование работы школы

Цель подготовительного этапа разработки плана школы – собрать и проанализировать материалы о влиянии внутришкольного планирования на результаты обучения и воспитания учащихся.

На первом этапе менеджер образования систематизирует свои наблюдения за учебно-воспитательным процессом, анализирует материалы, накопленные заместителями, методическими объединениями учителей, руководителями структурных подразделений, советуется с отдельными учителями, встречается с руководителями общественных формирований школы.

На первом этапе разработчикам проекта годового плана школы целесообразно провести анкетирование учителей, руководителей методических объединений и структурных подразделений школы, части учащихся и родителей, чтобы выяснить положительные и отрицательные моменты жизнедеятельности школы за данный учебный год.

Важно учитывать пожелания педагогов (анонимный опрос или работа в командах) по совершенствованию всего учебно-воспитательного процесса на предстоящий учебный год, советоваться по всем вопросам жизни школы.

После проведения анкетирования и анализа его результатов менеджер образования совместно с заместителями группирует собранный материл по разделам плана, выделяя достигнутые успехи и нерешенные задачи, формулирует пункты плана, определяет сроки исполнения, тщательно подбирает исполнителей.

На подготовительном этапе директор издает приказ о подготовке проекта плана учебно-воспитательной работы школы на новый учебный год, в котором определяет:

  • Сроки работы по составлению проекта годового плана, ответственных лиц за составление каждого раздела плана.
  • Комплектование рабочих комиссий по подготовке разделов проекта плана.
  • Способы инструктирования рабочих комиссий, консультирования педагогов и стимулирования творческих поисков.
  • Анализ и планирование деятельности рабочих комиссий (анализ основных направлений работы школы и ее предварительных результатов; определение основных задач деятельности на новый учебный год; составление перечня основных целевых мероприятий по каждому разделу плана).
  • Порядок аналитической обработки информационных материалов (проблемную направленность; исполнителей, согласование общешкольных мероприятий; координацию вопросов, выносимых на совещания при менеджере образования, заместителях менеджера и педагогического совета).
  • Порядок обсуждения проектов разделов плана работы, представленных рабочими комиссиями, на совещании при менеджере образования (представление проекта раздела плана руководителем комиссии и его защиту; выработку рекомендаций по дальнейшей работе над проектом).
  • Сроки доработки проекта плана работы руководством школы (координацию всех мероприятий по срокам, исполнителям, сведения о представленных рабочими комиссиями разделах плана в единый проект плана).
  • Сроки предварительного обсуждения проекта работы школы на новый учебный год на педагогическом совете (выработку рекомендаций по его доработке с учетом результатов учебного года, социализации учащихся, организации летнего труда и отдыха).
  • Сроки обсуждения и утверждения годового плана школы на новый учебный год на заседании педагогического совета.
  • Порядок дополнений, уточнений, замечаний и исправлений, внесенных в годовой план после его обсуждения на педагогическом совете.

На подготовительном этапе директор, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности.

Читайте так же:  Разрешение органа опеки на залог

Источниками информационных материалов для подготовки годового плана могут служить:

  • протоколы заседаний совета школы, педагогических советов, совещаний при директоре, заседаний совета администрации, совещании при заместителях директора, школьных конференций, собраний трудового коллектива школы, общешкольных родительских собраний, заседаний общешкольного родительского комитета, общешкольных ученических собраний;
  • справки по итогам проверки школьной номенклатурной доку­ментации (классные журналы, тетради и личные дела учащихся, журналы по технике безопасности и т.д.);
  • материалы психологических и социологических исследований учащихся, их родителей, учителей;
  • справки по содержанию учебно-воспитательной работы;
  • справки по результатам контроля внеклассной работы;
  • итоги диагностики учебных результатов, образовательного мо­ниторинга, итоговой аттестации выпускников;
  • итоги школьных, районных, городских олимпиад;
  • результаты спортивных соревнований;
  • результаты углубленных медицинских обследований учащих­ся;
  • справки по состоянию здоровья учащихся;
  • материалы по аттестации образовательного учреждения;
  • материалы по аттестации и повышению квалификации педаго­гических кадров;
  • итоги летнего труда и отдыха учащихся;
  • справки по состоянию учебно-материальной базы и санитарно-гигиенического режима школы и другие материалы.

Проекты плана школы по основным направлениям

На втором этапе планирования распределяются разделы общешкольного плана работы школы между членами рабочей группы для анализа и со­ставления проекта плана на предстоящий учебный год.

При анализе целесообразно выяснить, насколько успешно выполнены в течение учебного года запланированные мероприятия, сумел ли коллектив подчинить все мероприятия главной цели и задачам школы, сложился ли творчески работающий педагогический коллектив учителей и т.д. Одновременно необходимо выявить нерешенные проблемы и при­чины их появления, только после этого можно начинать планировать мероприятия на новый учебный год.

В годовом плане школы должна обеспечиваться внутренняя ло­гическая связь содержания его частей: анализа, задач и меро­приятий.

Содержание аналитической части годового плана должно глубоко, убедительно и полно рассматриваться в связи с итогами прошедшего года. Мероприятия, содержащиеся в общешкольном годовом плане, должны соответствовать аналитическим выводам на новый учебный год, главным задачам. В процессе планирования осмысливается педагогическая необходимость мероприятия с точки зрения его многоцелевого воздействия на систему.

Очень важно, чтобы план не представлял собой механического соединения полученных составителями материалов, а был бы проникнут единством педагогических взглядов руководства школы и коллекти­ва, взаимосвязанностью разделов работы, имел ясно очерченную координацию действий. План должен ориентировать на более вы­сокий по сравнению с достигнутым уровень обучения и воспитания, управления школой, стать инструментом сплочения коллектива, способствовать плодотворности сочетания коллегиальности управ­ления с единоначалием.

Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»

Координация подготовленных проектов по разделам в едином проекте плана работы школы

На этом этапе планирования анализируется получаемая информа­ция, заслушиваются отчеты о работе членов инициативной группы и руководителей подразделений школы, выявляются причины воз­никающих трудностей и пути их устранения в перспективе. Здесь важно не допустить формализма, так как авторскому коллективу предстоит сделать самоанализ и дать оценку годовому плану и го­довой работе по критерию выполнимости, который с наибольшей полнотой отражает оптимальный характер годового плана.

Под критерием выполнимости плана необходимо понимать в данном случае совокупность таких его характеристик, на основании кото­рых реализуется возможность альтернативного отбора наилучших в конкретных условиях планируемых мероприятий и контрольных заданий. Следовательно, оценка школьного плана по критерию выполнимости требует соблюдения при его конструировании ра­зумной плотности плана и в то же время исключения перегрузки его планируемыми мероприятиями.

Основой выполнимости являются идеи педагогической целесообразности, достаточности и необхо­димости планируемой работы. Отличительная особенность критерия выполнимости – его связь с другими критериями оптимальности годового плана, такими, например, как значимость целей и задач, выдвигаемых в плане на предстоящий период работы, аналитическое построение плана и единство пла­нируемой работы и средств ее достижения.

Характеристика годового плана по критерию выполнимости предполагает одновременно количественную констатацию фактов выполнения или невыполнения плановых мероприятий и анализ причин возможного невыполнения.

В мае на педагогическом совете директор образователь­ного учреждения предварительно знакомит учителей, а на заседании общешкольного родительского комитета – родителей учащихся с проектом годового плана.

Утверждение плана на педсовете

Подготовка годового плана школы, как правило, завершается к концу текущего учебного года, а окончательный его вариант утверждается в августе на первом педагогическом совете нового учебного года. Ведь от того, насколько удачно будут подведены итоги работы за прошедший учебный год, выявлены удачи и недочеты, во многом зависит дальнейший успех в работе образовательного учреждения.

Августовское заседание педагогического совета, посвященное обсуждению проекта плана на год, как бы открывает двери в новый учебный год, задает необходимый деловой тон работе. Хорошо, если администрация школы сумеет за несколько дней до педсовета сде­лать проект плана доступным членам педсовета, чтобы они смогли прийти на обсуждение с определенным мнением. Тогда отпадает необходимость чтения проекта на самом педсовете и высвобождается достаточное время для его обсуждения. Доклад директора должен быть по возможности кратким, конкретным, мобилизующим и воодушевляющим педагогический коллектив.

После обсуждения и решения, которое принимает педсовет, проанализировав все замечания и предложения, директор окончательно редактирует план, утверждает его и издает приказ по школе о его ут­верждении. После прохождения всех процедурных вопросов годовой план приобретает силу нормативного документа, обязательного для исполнения всеми работниками школы. Но это еще не все.

Необходимо позаботиться об архитектонике годового плана. Оформляется титульный лист, страницы пронумеровыва­ются (прошнуровываются). На титульном листе указывается дата принятия плана педагогическим советом, дата его утверждения директором (подпись директора и печать школы). План печатается в необходимом количестве экземпляров: первые экземпляры – для хранения в номенклатуре дел школы и учредителя, рабочие – для руководителей школы.

План работы школы должен быть доступен для всех участников образовательного процесса. Многие руководители, имея локальную сеть в школе, используют в своей повседневной работе годовой план в электронном виде. Это удобно, современно и экономит время.

В целом успех внутришкольного планирования работы школы на предстоящий учебный год зависит от единства и эффективности осуществления каждого этапа разработки плана в отдельности и всех вместе. В их осуществлении – залог успеха рационализации школьных планов, а также совершенствования всей работы педаго­гического коллектива на демократической основе.

Читайте другие полезные статьи в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения »

Структура плана школы

Процесс структурирования годового плана работы школы в настоящее время не регламентируется вышестоящими органами образования. Согласно законодательству выбор форм и методов управленческой деятельности руководителями школы – их прерогатива. В современных школах можно увидеть самые разнообразные варианты составления годового плана. Пла­нирование можно осуществлять по следующим основаниям: по кол­лективам, процессам, видам деятельности, формам организации.

Если отбор компонентов в структуру годового плана осуществлять по коллективам, то его разделы могут быть представлены следующим образом:

  • работа с педагогическими кадрами;
  • работа с ученическим коллективом;
  • работа с родителями и общественностью;
  • работа с руководителями школы.

Если за основу отбора компонентов годового плана школы как системы положить процессы, то в его структуре необходимо будет выделить следующие разделы:

  • организация учебно-воспитательного процесса;
  • организация внеурочного воспитательного процесса;
  • организация дополнительного образования учащихся;
  • управление инновационными процессами в школе;
  • руководство и педагогический контроль за учебно-воспитатель­ным процессом.

Структурирование годового плана школы по видам деятельности определяет необходимость выделения в нем следующих разделов:

  • педагогическая деятельность;
  • диагностико-коррекционная деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • развивающая деятельность;
  • игровая деятельность;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • управленческая деятельность.

Возможен выбор компонентов годового плана и по иным основаниям. Главное, чтобы они были взаимосвязаны, взаимно-дополняемы и не дублировали друг друга, чтобы они представляли собой целостность. В частности, нет необходимости исключать из практики традиционный подход – отбор разделов по направлениям деятельности школы:

  • работа по обеспечению обязательной образовательной подготовки учащихся;
  • социальная защита учащихся;
  • работа с педагогическими кадрами. Повышение квалификации педагогов;
  • внеклассная воспитательная работа с учащимися;
  • совместная работа школы с родителями и общественностью;
  • финансово-хозяйственная деятельность;
  • укрепление материально-технической базы школы;
  • система внутришкольного контроля;
  • организационно-педагогические мероприятия;
  • опытно-экспериментальная работа в школе.

Многие школы успешно работают по следующим направлениям:

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся;
  • работа над созданием адаптивной модели школы на основе личностно-ориентированных технологий;
  • совершенствование управления качеством образования на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся;
  • повышение качества образовательного процесса путем создания эффективной системы психолого-педагогического мониторинга за развитием учащихся;
  • создание концептуальной модели управления образовательным учреждением;
  • построение модели воспитательной системы на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся.

Структура годового плана работы школы может быть подвижной, многовариантной и включать в себя наряду с традиционными разделами и дополнительные, в зависимости от типа образовательного учреждения, его традиций. К разряду обязательных разделов годового плана целесообразно отнести следующие блоки.

Раздел I. Аналитико-информационный блок

  • Анализ деятельности по основным направлениям за прошедший учебный год.
  • Характеристика показателей, определяющих функционирование и развитие системы, выявляющих несоответствие между фактическим и прогнозируемым состоянием, противоречия, проблемы, их причины, тенденции развития.

Раздел II. Целеполагающий блок

  • Основные направления деятельности.
  • Задачи конкретного этапа развития.
    Раздел III. Программный (содержательный) блок
  • Реализация целей, выполнение задач.
  • Разрешение проблем, противоречий.
  • Актуализация программы развития, целевых программ.

План может содержать Приложения. Например, такие:

  • Образовательная программа школы.
  • Учебный план школы.
  • Планы структурных подразделений: библиотеки, логопеда, психолога, социального педагога, методических объединений, научно-методического совета и др.
  • Планы общественных формирований, родительского комитета, совета школы, попечительского совета и др.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» с. В. Куркужин Победитель национального проекта «Образование» в номинации. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемkurkugin1.narod.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» с. В. Куркужин Победитель национального проекта «Образование» в номинации.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» с. В. Куркужин Победитель национального проекта «Образование» в номинации «Лучшая школа » Адрес: , Кабардино-Балкарская республика, Баксанский район, с.В.Куркужин, ул.Октябрьская,12. Сайт в интернете: http// Телефоны: , Девиз:«Учиться- чтобы жить, жить- чтобы учиться». Школа открыта г В учебном году в 14 классах школы учатся 226 учащихся, в 3 дошкольных группах 60 детей. В школе учатся дети одной национальности. Обучение ведется на русском языке.

Читайте так же:  Судебная практика статья 172

2 Методика подготовки и составления годового плана работы школы. Семинар молодых заместителей директоров школ Баксанского района в МОУ «СОШ 1» с.В.Куркужин. Ответственные: Абазова Л.М.-заведующая РМК; Оразаева Я.Г.-заместитель директора по УВР МОУ «СОШ 1» с.В.Куркужин.

3 1 этап. Подготовка к планированию. Приказ о подготовке проекта плана учебно-воспитательной работы школы на новый учебный год. Приказ о подготовке проекта плана учебно-воспитательной работы школы на новый учебный год. Приказ о подготовке проекта плана учебно-воспитательной работы школы на новый учебный год. Приказ о подготовке проекта плана учебно-воспитательной работы школы на новый учебный год. Источники информационных материалов для подготовки годового плана. Источники информационных материалов для подготовки годового плана. Источники информационных материалов для подготовки годового плана Источники информационных материалов для подготовки годового плана

4 II этап. Процесс составления проектов плана по основным направлениям.(Разделы плана). II этап. Процесс составления проектов плана по основным направлениям.(Разделы плана). Программа развития школы. Подпрограмма Подпрограмма «Одаренные дети» План работы Совета по профилак тике правонар ушений План работы медицин ского персонал а План работ ы библи отеки План летней оздорови тельной работы с детьми План работы родите льского комите та План работы методичес ких объедине ний План работы психолог ической службы Годовой план работы План работы Управляю щего совета Схема годового плана работы школы.

5 Раздел I. Анализ учебно-методической и воспитательной работы за прошедший учебный год и основные задачи на новый учебный год Раздел I. Анализ учебно-методической и воспитательной работы за прошедший учебный год и основные задачи на новый учебный год 1. Анализ методической деятельности педагогического коллек­ тива школы. 2. Анализ работы методических объединений учителей. 3. Анализ учебной деятельности учащихся 1-11-х классов. 3. Анализ учебной деятельности учащихся 1-11-х классов. 4. Анализ результатов обучения учащихся 1-11-х классов Анализ выполнения учебных программ Анализ выполнения учебных программ Анализ состояния посещаемости уроков, факультативных занятий учащимися школы Анализ состояния посещаемости уроков, факультативных занятий учащимися школы Анализ работы с больными детьми по индивидуальному учебному плану Анализ работы с больными детьми по индивидуальному учебному плану. 5. Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов. 6. Анализ воспитательной работы школы.

6 7. Анализ психологической службы школы. 8. Анализ социально-педагогической службы школы. 9. Анализ работы логопедической службы школы. 10. Состояние работы с педагогическими кадрами, их профессиональный уровень, итоги аттестации учителей. 11. Анализ деятельности администрации школы по управлению и контролю. 12. Анализ работы медицинского персонала школы. 13. Анализ работы школьной библиотеки. 14. Анализ работы по укреплению учебно- материальной базы школы.

7 Раздел II. Организация деятельности школы, направленной на получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Раздел II. Организация деятельности школы, направленной на получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования 1. Закрепление домов микрорайона по учету детей. 2. Организационно-педагогические мероприятия. 3. Охрана прав и жизни учащихся. 4. План организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников школы. 5. План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. 6. Список учащихся, обучающихся индивидуально и на дому в новом учебном году. 7. План совместной работы с ДОУ «Сатаней». 8. План работы с будущими первоклассниками. 9. План работы с больными детьми по индивидуальному учебному плану. 10. Мероприятия по организации и проведению смотров кабинетов, классных комнат.

8 Раздел III. Работа с педагогическими кадрами. 1. Распределение обязанностей между членами администрации школы. 2. Учебная нагрузка учителей По предметам По предметам Сведения об индивидуально- групповых занятиях, спецкурсах и факультативных занятиях с учащимися х классов на новый учебный год Сведения об индивидуально- групповых занятиях, спецкурсах и факультативных занятиях с учащимися х классов на новый учебный год. 3. Заведование кабинетами. 4. Руководство спортивными секциями. 5. Классное руководство. 6. Список учителей, работающих на самоконтроле.

9 Раздел IV. Методическая работа в школе. 1. Система методической работы школы. 2. Состав научно-методического совета школы. 3. План научно-методической работы школы. 4. План работы научно-методического совета школы. 5. План изучения и обобщения опыта учителей школы на новый учебный год. 6. План работы с молодыми специалистами. 7. Планирование аттестации педагогических кадров. Деятельность школьной аттестационной комиссии. 8. Повышение квалификации учителей, их самообразования, организация и проведение научно- практических конференций и педагогических чтений. 9. План организации и проведения конкурса «Учитель года».

10 Раздел V. Работа психологической службы. Раздел VI. Руководство учебно-воспитательным процессом 1. Педагогические советы. 2. Совещания при директоре. 3. Совещания при заместителях директора школы. 4.План воспитательной и внеклассной работы на новый учебный год. Раздел VII. Педагогический контроль за учебно- воспитательным процессом 1. Система внутришкольного контроля. Регулирование педагогических процессов в школе на новый учебный год. 2. Учебный контроль и анализ воспитательной работы. Раздел VIII. Работа с родителями, семьей и общественностью Раздел IX. Укрепление материально-технической базы и хо­зяйственная работа

11 Раздел VII. Педагогический контроль за учебно- воспитательным процессом Раздел VII. Педагогический контроль за учебно- воспитательным процессом 1. Система внутришкольного контроля. Регулирование педагогических процессов в школе на новый учебный год. 2. Учебный контроль и анализ воспитательной работы. Раздел VIII. Работа с родителями, семьей и общественностью Раздел IX. Укрепление материально- технической базы и хо­зяйственная работа

12 Приложения: План работы Управляющего совета школы. План работы Управляющего совета школы. План работы Совета администрации школы. План работы Совета администрации школы. План работы Совета по профилактике правонарушений. План работы Совета по профилактике правонарушений. План работы методических объединений на новый учебный год. План работы методических объединений на новый учебный год. План работы библиотеки на новый учебный год. План работы библиотеки на новый учебный год. План работы родительского комитета школы на новый учебный год. План работы родительского комитета школы на новый учебный год. План летней оздоровительной работы с детьми на новый год. План летней оздоровительной работы с детьми на новый год. План работы медицинского персонала школы на новый учебный год. План работы медицинского персонала школы на новый учебный год. Мероприятия по составлению годового плана учебно-воспитательной работы на следующий учебный год. Мероприятия по составлению годового плана учебно-воспитательной работы на следующий учебный год. Программа развития школы. Программа развития школы.

13 III этап. Координация подготовленных проектов по разделам, направлениям, их отработка в единый проект плана. На этом этапе планирования анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов инициативной группы и руководителей подразделений школы, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. Важно здесь не допустить формализма, так как авторскому коллективу предстоит сделать самоанализ и дать оценку годовому плану и годовой работе по критерию выполнимости. На этом этапе планирования анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов инициативной группы и руководителей подразделений школы, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. Важно здесь не допустить формализма, так как авторскому коллективу предстоит сделать самоанализ и дать оценку годовому плану и годовой работе по критерию выполнимости.

14 IV этап. Утверждение годового плана на педсовете. Подготовка годового плана, как правило, завершается к концу текущего учебного года, а окончательный его вариант утверждается в августе на первом педагогическом совете нового учебного года. Во избежание перегрузки мероприятиями учащихся и педагогов следует разработать годовую циклограмму мероприятий по месяцам, неделям, дням. Подготовка годового плана, как правило, завершается к концу текущего учебного года, а окончательный его вариант утверждается в августе на первом педагогическом совете нового учебного года. Во избежание перегрузки мероприятиями учащихся и педагогов следует разработать годовую циклограмму мероприятий по месяцам, неделям, дням. На данном этапе планирования руководителю общеобразова­тельного учреждения следует обратить особое внимание на качество структурного построения общешкольного годового плана и оптимальности избранных форм планирования. На данном этапе планирования руководителю общеобразова­тельного учреждения следует обратить особое внимание на качество структурного построения общешкольного годового плана и оптимальности избранных форм планирования.

15 Определение педагогической целесообразности построения годового плана осуществляется директором общеобразовательного учреждения на основе требований необходимости и достаточности планируемой работы. Это главное. Окончательное и детализированное определение архитектоники годового плана — это творческий акт для руководителей школ. В зависимости от специфических особенностей работы школы, содержания аналитических выводов и характера основных задач руководство школы в каждом конкретном случае вносит коррективы, уточняя основные его разделы необходимыми подразделами. Определение педагогической целесообразности построения годового плана осуществляется директором общеобразовательного учреждения на основе требований необходимости и достаточности планируемой работы. Это главное. Окончательное и детализированное определение архитектоники годового плана — это творческий акт для руководителей школ. В зависимости от специфических особенностей работы школы, содержания аналитических выводов и характера основных задач руководство школы в каждом конкретном случае вносит коррективы, уточняя основные его разделы необходимыми подразделами.

16 ЛитератураЛитература. 1.Планирование работы средней школы. Центр «Педагогический поиск», 2001г. 2.Справочник заместителя директора по учебной работе. Учитель, 2007г. 3.Планирование и организация работы школы. (1,2 часть)Центр «Педагогический поиск», 2002г. 4.Справочник администрации школы по организации УВР. (1,2,3 части). Центр «Педагогический поиск», 2002г. 5.Диагностика и анализ учебного процесса. Завуч, 3, 2005г. 6.Планирование работы школы. Завуч,1,2005г. 7.Диагностика и анализ учебного процесса. Завуч, 1, 2006г. 8. Журналы «Завуч начальной школы», «Завуч», «Практика административной работы в школе»