Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Юлия Агеева
Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Речевое развитие в соответствии с ФГОС
дошкольного образования
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Изменения коснулись не только образовательной деятельности, но и профессиональной компетентности педагогов, а также финансирования реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей:
1) социально — коммуникативное развитие — направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;
2) познавательное развитие — предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
3) речевое развитие — включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
4) художественно — эстетическое развитие — предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;
5) физическое развитие — включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:
1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно — тематическом планировании работы);
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения — слушания, книга должна стать спутником детей);
6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте — это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);
7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Речевая среда, созданная в определённой группе, — это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:
— Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
— Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:
1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.
2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.
5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.
7) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.
Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.
Особенности речевого развития первой младшей группы
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);
3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);
4. самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи)
Особенности речевого развития второй младшей группы
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);
4. организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
Особенности речевого развития средней группы
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета);
3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя — акцент на стимулирование познавательного интереса);
4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи). организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
Особенности речевого развития старшей и подготовительной
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
3. методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);
5. создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.
При таких особенностях речевого развития в каждой возрастной группе:
1. Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
2. Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей;
3. Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу.
Основными направлениями работы по развитию речи являются:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя.
4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание).
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.
Образовательные ситуации используются:
– в непосредственно организованной образовательной деятельности – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной);
– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Рассмотрим примеры образовательных ситуаций, используемых для речевого развития дошкольников.
О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.
1. Ситуации — иллюстрации. Подходят для младшего дошкольного возраста. Разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
2. Ситуации — упражнения. Применяются со средней группы. В них ребенок активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
3. Ситуации – проблемы. Применяются со старшего возраста. Участие в ситуациях — проблемах способствует усвоению детьми основных направлений социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.
4. Ситуации – оценки. Применяются в подготовительной группе. Они предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятие решения, оценить его.
А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей — сценарии активизирующего общения — обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.
Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Главная задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами.
Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.
Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О. А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др. ; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».
Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагают авторы: Кузеванова О. В., Коблова Т. А.: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры- драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.
Поздеева С. И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:
— во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности,
— во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».
Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если: — дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то, — обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания, — педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Педагогический совет «Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: « Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС »
Форма проведения: деловая игра
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.
1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи у детей;
2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;
3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;
Я рада вас приветствовать на очередном заседании Педагогического Совета .
Тема нашего заседания «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС».
Выполнение решений предыдущего Педагогического Совета
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
Основные направления и средства речевого развития дошкольников
Итоги логопедического обследования
Итоги тематического контроля
Выполнение решений предыдущего Педагогического Совета.
В ходе выполнения решений Педагогического Совета № 2 в детском саду в рамках методической недели Смирнова В.П. провела методический семинар «Технология сотрудничества в непосредственно образовательной деятельности», мастер – класс «Организация совместно – индивидуальной деятельности на занятиях» и «Совместно – последовательная деятельность в обучении детей навыкам сотрудничества». Шипулина А.С. организовала и провела психологический семинар «Техника активного слушания».
Для ознакомления с формами работы воспитателей по формированию навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в апреле будет организован повторный тематический контроль.
2. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста:
Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Развитие речи – главный показатель умственного развития. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.
В январе в детском саду проходило логопедическое обследование детей 3-7 лет, целью которого стало определение уровня речевого развития детей.
Итоги логопедического обследования (справка)
Итоги, так скажем неутешительные. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Основные задачи развития речи — это воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания — решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи.
Кроме того, развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду следует осуществлять во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.
3.Игра «Умники и умницы»
Сейчас я предлагаю вам игру «Умники и умницы».
-играют все педагоги
— время для обдумывания одного вопроса не более 10 секунд.
— если воспитатель считает, что знает ответ на вопрос – он поднимает сигнал.
— если ответ неверный, другие педагоги могут дать свой ответ, но тоже по сигналу.
— за каждый правильный ответ на вопрос педагог получает медаль
— если педагог набрал 5 медалей происходит обмен на 1 орден
— в итоге кто больше наберет орденов, тот и станет «Педагогом премудрым».
Тема нашей игры «Методика речевого развития детей дошкольного возраста»
1.Назовите основные задачи по развитию речи дошкольников.
1. Развитие словаря.
Формирование грамматической стороны речи.
Воспитание звуковой культуры речи.
Формирование разговорной (диалогической) речи.
Обучению рассказыванию (монологической речи).
Ознакомление с художественной литературой.
Подготовка детей к обучению грамоте.
2.Назовите виды связной речи.
(монологическая и диалогическая речь)
3. Какие формы диалогической речи Вы знаете?
4. Назовите приемы формирования навыков разговорной речи
— Не запланированные краткие разговоры во время режимных моментов
— Специально организованные плановые разговоры: индивидуальные и коллективные
— Совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг
— Объединение детей разных возрастов
— Организация посещения другой группы
-Сюжетно – ролевые игры
5. Назовите структурные компоненты беседы и опишите содержание каждого
Цель его – оживить в памяти детей полученные впечатления с помощью вопроса – напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фото, предмета. А также необходимо сформулировать тему и цель предстоящей беседы.
Она разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т.е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. В процессе каждого этапа педагог заключительной фразой обобщает высказывания детей и делает переход к следующей микротеме.
Он краток по времени. Эта часть беседы может быть практически действенна: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение.
6. Какой прием считается ведущим при организации беседы?
7.Какие виды вопросов педагог использует при организации беседы?
— Вопросы поискового и проблемного характера (Почему? Зачем? Из – за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего?)
— Репродуктивные вопросы (Что? Где? Сколько?)
В какой последовательности должны располагаться различные виды вопросов в каждой законченной части беседы (микротеме)?
9. Какие виды монологической речи существуют?
2. Рассказывание по картине
3. Рассказывание об игрушке
4. Рассказывание детей из опыта
10. Назовите средства развития речи.
1. О бщение взрослых и детей;
2. Культурная языковая среда, речь воспитателя;
3. Развивающая предметная среда;
4. Обучение родной речи и языку на занятиях;
6.Различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);
7. Трудовая деятельность;
11.Назовите основные дидактические принципы организации образовательного процесса, ориентированного на развитие речи.
1. Развитие динамичности восприятия (задания с постепенно нарастающей трудностью, разнообразные типы заданий, смена видов деятельности)
2. Продуктивность обработки информации (организация дозированной поэтапной помощи педагога, обучение переносу предложенного способа обработки информации на выполняемое задание, создание условий для самостоятельной обработки информации)
3. Развитие и коррекция высших психических функций (выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций)
4.Обеспечение мотивации к учению (обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания с помощью разнообразных по форме инструкций, проблемных ситуаций, системы поощрений, призов, развернутую словесную оценку)
12. Какое из средств развития речи является ведущим?
13. Какие приемы ориентированы на развитие общения?
1. Сюжетно – ролевая игра
2. Бытовая деятельность
3. Словесное поручение
5.Собеседование по поводу картин, рисунков, книг.
14.Назовите словесные методы и приемы развития речи.
1.Чтение и рассказывание художественных произведений
5.Рассказывание по картинке, об игрушке, из опыта
6. Творческое рассказывание
15.Назовите наглядные методы развития речи
4. Рассматривание натуральных предметов.
5.Рассматривание игрушек, картин, фотографий,
— показ картинки, игрушки, движения или действия
— показ положения органов артикуляции при произнесении звуков
16. Назовите практические методы развития речи
17.В чем заключается суть планирования работы по развитию речи?
(проектирование становления и развития речи детей, прогнозирование динамики педагогического воздействия на речь и его результативности).
18.Назовите основные задачи по развитию речи детей в возрасте от 1г. 6мес. до 2 лет.
1.Значительно расширять словарь ребенка
2.Учить говорить детей простыми фразами
3. Воспитывать умение отвечать на простые вопросы
19.Назовите основные задачи по развитию речи детей в возрасте от 2 лет до 3 лет.
1. Расширять словарь ребенка
2.Учить пользоваться всеми частями речи
3.Учить говорить предложениями, придавая словам грамматически правильные окончания
4.Учить чисто произносить слова (правильной артикуляции)
5.Учить ребенка вслушиваться в сложную речь взрослого
20.Назовите основные методические приемы развития речи детей ясельного возраста.
1. Показ с называнием
3. Просьба «скажи» и «повтори»
4. Подсказывание нужного слова
6. «Живые» картинки
8. Теневой театр
9.Рассказ взрослого без подкрепления показом (с 2 л. 6 мес. до 3 лет)
21. Что является задачей ознакомления детей с литературными произведениями?
(Формирование способности элементарно анализировать содержание и форму произведения)
22. Какой метод ознакомления с художественной литературой используется при обсуждении содержания произведения?
23. Чего нужно избегать при знакомстве детей с литературным произведением, не разделенным на части?
(показа иллюстраций в процессе чтения произведения)
24. Какие виды занятий по развитию речи могут быть использованы в работе педагога?
(вводные, обобщающие, занятия, посвященные изучению нового материала)
25. Опишите методику обучения детей составления рассказа – описания
Подготовительные упражнения к описанию предметов (игровые упражнения на узнавание предмета по его описанию – тематическое лото, сравнение предметов по основным признакам – «Предмет и изображение», на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета)
Описание предметов по основным признакам (с помощью педагога по вопросам)
Подбираются игрушки с ярко выраженными признаками. Простое описание – 4-5 предложений, включающие его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и его некоторые отличительные свойства. Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог.
При затруднении используется прием дополнения предложения, начатого педагогом.
Обучение развернутому описанию предмета (по предварительному плану — схеме). В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов.
Определить объект описания
Перечисление признаков предмета в определенной последовательности
Указание на принадлежность предмета к той или иной группе и на его назначение, приносимую пользу.
При затруднении используются приемы – жестовые указания, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, условные наглядные символы, параллельное описание педагогом и ребенком двух однотипных предметов, коллективное составление плана
Описание может быть непосредственно воспринимаемого предмета, описание предмета по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения), по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.
Закрепление полученных навыков составления рассказа – описания проходит на игровых занятиях, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, самостоятельное составление детьми рассказа – описания.
Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов. Используются игровые упражнения: дополнение предложений, начатых педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета (У гуся шея длинная, а у утки…), составление предложений по вопросам (Каковы на вкус лимон и апельсин?), выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (апельсин большой, а мандарин маленький), последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой – либо одной группы (ель и береза, белый гриб и мухомор). Используется прием параллельного описания двух предметов – педагогом и ребенком.
26. Опишите методику обучения детей составления рассказа по картинке
В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине. Это рассматривание картины и ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине.
Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей.
На занятиях применяют загадки, потешки, поговорки, стихи, а также игровые приемы (показать картину любимой игрушке, познакомить с картиной гостя).
Со средней группы начинается непосредственное обучение детей рассказу по картине (рассказывание по вопросу, образцу).
Подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных героев, все виды театров)
Рассматривание картины в целом
Вопросы к картине воспитателя
Образец рассказа по картине воспитателя
Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.
В конце года вводится план рассказа, используется прием наглядного моделирования.
В старшей и подготовительной группе возможно использование не только сюжетных картин, но и серии сюжетных картин для составления рассказа с завязкой, кульминацией, развязкой. Учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины в деталях в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.
Подготовка к эмоциональному восприятию картины
Лексико – грамматические упражнения по теме занятия
Рассматривание картины в целом
Вопросы воспитателя по содержанию картины
Составление плана рассказа педагогом вместе с детьми
Рассказ по картине сильного ребенка, как образец
Рассказы 4-5 детей
Оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя
В подготовительной группе возможно обучение рассказыванию по пейзажной картине.
27. Опишите методику обучения детей составления рассказа по памяти
Обучение рассказам по памяти начинается со старшей группы. В этой возрастной группе детям предлагаются легкие темы из общего, коллективного опыта, оставившие яркий след в сознании и чувствах ребенка. В подготовительной группе предлагаются темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений. Рассказывание по памяти из общего коллективного опыта.
Выделено 2 вида занятий по обучению рассказыванию:
Общую тему целесообразно разделить на мелкие подтемы и составить рассказ по частям. Одну и ту же подтему можно предложить последовательно нескольким детям.
Рассказывание по памяти из индивидуального (личного) опыта
В старшей группе предлагается рассказать об единичных фактах (описать любимую игрушку и т.п.), далее темы усложняются: описать какое- нибудь событие (как прошел день рождения). В подготовительной группе добавляются темы этического характера. (мой друг и.т.п).
28. Назовите ведущие формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи
— Подвижные и хороводные игры с текстом
— Дидактические рассказы с включением учебных заданий для детей ( в ясельных, младших, средних группах рассказ сопровождается показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек).
— Заучивание и повторение знакомых скороговорок
— Образец правильного произношения с кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече – двигательного аппарата
— Утрирование (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука
— Образное называние звука (в младших группах)
— Показ и объяснение артикуляции
— Негромкие проговаривания звука, звукосочетаний
— Обоснование необходимости выполнить задание педагога
— Индивидуальная мотивировка задания
— Индивидуальное указание перед ответом ребенка
— Совместная речь ребенка и воспитателя
— Отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи – образца)
— Оценка ответа или действия и исправление
— Образная физкультурная пауза
— Показ артикуляционных движений
29. Какой прием развития монологической формы связной речи наиболее часто используется при обучении детей младшего дошкольного возраста?
(составление рассказа по частям с наглядной опорой)
30. Назовите методы и приемы работы, виды упражнений по развитию связной речи в процессе работы над предложением.
Для упражнений используются картинки двух видов:
Картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие
Картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия
По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной структуры.
По картинкам первого вида составляют предложения:
– субъект – действие (выраженное непереходным глаголом), например, Мальчик бежит
– субъект – действие (выраженное нерасчленяемой группой сказуемого), например, Девочка катается на велосипеде.
– субъект – действие – объект, например, Девочка читает книгу.
– субъект – действие – объект – орудие действия, например, Мальчик забивает гвоздь молотком.
По картинкам второго вида составляют предложения:
— субъект – действие – место действия (орудие, средство действия), например, Ребята играют в песочнице
При обучении детей составлять предложения используется постановка соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. Последний применяется в начале работы с данным видом картинок, а также в дальнейшем – при затруднениях.
В случае необходимости подсказывается первое слово фразы или его начальный слог. Может быть применено
— и совместное составление предложения 2-3 детьми (один составляет начало фразы, другие продолжают)
— и составление предложений по картинкам с использование фишек.
В старшем дошкольном возрасте осуществляется переход к составлению предложений более сложной структуры:
— предложения с однородными сказуемыми (Дедушка сидит в кресле и читает газету)
— сложносочиненные конструкции из двух симметричных частей, где вторая часть по структуре дублирует первую (Заяц любит морковку, а белка любит орехи).
Далее от составления предложения по отдельной ситуационной картинке в последующем можно перейти к составлению фразы по нескольким предметным картинкам (вначале по 3-4, затем по 2).
31. Опишите методику обучения детей пересказыванию
В младшей группе – подготовка к обучению пересказу.
Методика обучения пересказу детей 3-4 лет:
1.Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых сказок, построенных на повторе действий
2. Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности? Настольного или кукольного театра
3. Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из теста или 1-2 слов из предложения.
Методика обучения пересказу детей 4-6 лет:
1.Вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме
2.Выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание
3.Беседа по содержанию и форме текста
4.Составление плана пересказа. План бывает устным, картинным, картинно – словесным и символическим. В средней и старшей группах план составляется воспитателем вместе с детьми, в подготовительной группе – детьми.
5.Повторное чтение текста с установкой на запоминание
6.Пересказ текста детьми
7. Оценка детского пересказа В средней и старшей группах дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети.
Короткий текст пересказывается полностью, длинный – по цепочке.
В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:
— из нескольких текстов дети выбирают один, по желанию
— дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии
— драматизация детьми литературного произведения.
32. Назовите приемы словарной работы
— Рассматривание и обследование предметов
— Называние (или образец произношения) нового или трудного слова
— Называние, сопровождаемое показом объекта
— Называние, сопровождаемое толкованием
— Включение слова в предложение
— Повторение (неоднократное) слова воспитателем, отдельными детьми, хором в течение занятия
— Объяснение происхождения слова (старшие группы)
— Игровые упражнения в подборе слов
— Словесные игры на классификацию предметов
33.Назовите методы и приемы обучения детей грамматически правильной речи
— Сюжетный дидактический рассказ
— Игровые персонажи при повторении материала
— Образец речи педагога
— Подсказывающие вопросы — загадки
(По окончании игры происходит подсчет медалей, обмен их на ордена, определение победителя)
Молодцы. Итак, «Педагогом премудрым» стала ………………. Поздравляем! (вручаем грамоту).
Игра показала ваши знания по методике развития речи детей дошкольного возраста. Теорией вы владеете. Теперь давайте посмотрим, как обстоят дела на практике. В нашем детском саду был проведен тематический контроль «Развитие речи в условиях детского сада»
Итоги тематического контроля (справка).
Таким образом, мы видим, что и для нашего детского сада эта проблема речевого развития является актуальной. Предлагаю обсудить данную проблему и найти пути ее решения.
Подумайте и скажите, какие проблемы в области формирования речевого развития следует отметить.
(Малоэффективная организация развивающей среды по речевому развитию
Отсутствие методической базы
Не эффективная система работы педагогов детского сада по развитию фонематического восприятия и произношения фонем)
Я предлагаю объединиться в пары, выбрать одно из направлений и определить пути решения поставленных задач. На работу вам дается 5 минут.
Время подошло к концу. Заканчиваем. И я попрошу вас представить вашу работу.
Каждая пара педагогов рассказывает присутствующим, какие нашел пути усовершенствования.
Наше заседание Педагогического Совета подходит к концу. Сегодня мы с вами вспомнили методику развития речи детей дошкольного возраста, наметили основные пути речевого развития детей нашего детского сада.
В заключении, мне бы хотелось узнать:
— Что вы, лично, измените в своей работе для совершенствования речевого развития детей своей группы?
Запишите ответ. И второй вопрос:
— Какие формы работы необходимо внедрить в систему работы детского сада для эффективного развития речи воспитанников?
Проект решения Педагогического Совета (обсуждается и утверждается).
Усовершенствование предметно – развивающей среды на группах в соответствии с возрастом детей
Ответственный: воспитатели, старший воспитатель
А) организация консультации для воспитателей «Создание речевого центра в группе» до 15.04.2016г.
Б) организация смотра – конкурса «Центр речевого развития» до 15.05.2016г.
Оптимизация методического обеспечения речевого развития воспитанников до января 2017г.
Ответственный: старший воспитатель
А) Пополнение методической литературы
Б) Создание библиотеки детской художественной литературы
В) Подбор дидактических игр по развитию речи
Г) Обновление наглядного материала
Внедрение в практику работы педагогов программы Е.В.Колесниковой до 01.09.2016г.
Ответственный: Смирнова В.П., Забродина Т.Г.
А) Приобретение комплекта УМК
Б) Изучение методических рекомендаций
Изучение современных образовательных технологий по развитию речи у воспитанников детского сада.
Ответственный: воспитатели, старший воспитатель
А) Организация серии методических семинаров «Обучение дошкольников составлению рассказа –описания», «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине», «Методика обучения дошкольников работе с серией картинок» до 15.04.2016г.
Б) Организация мастер – класса « Игровые упражнения развития грамматического строя речи дошкольников», « Развитие фонематического восприятия детей», « Активизация словаря детей» до 15.04.2016г.